Экспертиза воздушного судна
Стоимость летательных аппаратов позволяет отнести их к категории наиболее ценных видов имущества. Из-за специфики объекта его экспертиза потребует от специалиста высокого профессионализма и опыта работы.
К какому виду воздушной техники можно применить независимую оценку?
За всю историю авиастроения создано огромное множество судов, покоряющих воздушное и космическое пространство. Они разрабатывались для решения базовых задач:
- Удовлетворение внутренних потребностей государства и его граждан.
- Охрана безопасности территорий, защита от внешней угрозы, поддержание порядка внутри страны.
- Научно-исследовательские процессы, конструкторские разработки, экспериментальные изыскания.
Любое воздушное судно, будь это гражданский самолет, бомбардировщик, ракета или вертолет, подлежит оценке. Экспертиза может проводиться в отношении всего аппарата, его запчастей и комплектующих, систем управления. Высококвалифицированный оценщик работает с объектами иностранного и отечественного производства, в любом техническом состоянии (аварийном, после ремонта или модернизации, на стадии утилизации).
В каких случаях проводится экспертиза воздушного судна?
Оценка летательного аппарата заказывается в связи со следующими обстоятельствами:
- Перед продажей/покупкой объекта. Как с любым видом дорогостоящего имущества, очень важно установить его реальное состояние и рыночную стоимость.
- Перед внесением объекта в уставный капитал.
- Для экспорта судна. Наличие отчета об оценке избавит от многих проволочек на таможне;
- В случае наступления страхового случая (аварии или поломки) отчет о состоянии объекта поможет быстрее решить проблему с компенсационными выплатами.
- Получение наследства в виде самолета или вертолета. Оценка нужна для определения размера государственной пошлины.
- Банки рассматривают летательный аппарат в качестве залога. В этом случае заемщику будет предложена повышенная процентная ставка. Таким способом банки перестраховывают себя на случай возможных проблем с получением выплат, поскольку самолет или вертолет сложно реализовать за короткий отрезок времени.
- Для утилизации. Экспертиза покажет, что ожидает судно: списание или ремонтно-восстановительные работы. Нужно определить утилизационную стоимость, в которую входят цена металлолома и расходы на демонтаж объекта.
- Перед приватизацией воздушной техники, являющейся федеральной или муниципальной собственностью.
Специфика оценки летательного аппарата любого вида
Данные самолета, вертолета и прочей авиационной техники должны быть учтены органами государственного контроля. По этой причине воздушное судно формально считается недвижимым имуществом. По факту, его корректней включать в категорию особого оборудования или, с учетом функциональных и технических характеристик, причислять к транспортному средству.
На рыночную стоимость влияет не только состояние объекта, но множество других факторов:
- Целевое назначение (доставка пассажиров или грузов, исследовательские работы, для решения военных задач и т.д.).
- Наличие экипажа или работа в беспилотном режиме.
- Принцип действия объекта (аэродинамика, аэростатика, гибрид, двигатель для ракет).
- Эксплуатационные свойства (объект предназначен для одного запуска в воздух, или предусмотрено многоразовое интенсивное использование).
Каждая модель воздушного судна должна соответствовать требованиям законодательства. Особое внимание уделяется ее летным и эксплуатационным параметрам, соблюдению условий безопасности, в том числе экологической.
Получение соответствующих лицензий и сертификатов, регистрация и постановка на учет обеспечивают допуск объекта к эксплуатации. Если к нему прилагается полный пакет документов, стоимость аппарата повышается.
При определении рыночной ценности объекта эксперт обязан учесть общую ситуацию в этой отрасли, которая характеризуется:
- Отсутствием стабильности и упорядоченности.
- Слабо развитой системой мониторинга.
- Присутствием на рынке нескольких крупных компаний, вытесняющих более мелких конкурентов.
- Дефицитом организаций, занимающихся ремонтом и авиационным обслуживанием авиационной техники.
- Неустойчивым финансовым положением большей части производителей и пользователей воздушных суден.
Какие документы необходимо подготовить к экспертизе?
Отчет о работе специалист формирует после изучения следующих материалов:
- Общее описание объекта.
- Свидетельство, подтверждающее право владения.
- Адрес владельца объекта.
- Дата запуска в эксплуатацию, наличие/отсутствие аварий и поломок.
- Данные о летных способностях и технических свойствах аппарата.
- Характеристики силовой установки, бортового компьютера и системы эксплуатации.
Это базовый список документов, который может дополняться другими материалами в зависимости от типа объекта.
Услуги независимой оценки от ABN-Group.
Дата публикации: 11 декабря 2012