Определение величины накопленного износа ж/д вагонов на основании рыночных данных

Определение величины накопленного износа ж/д вагонов на основании рыночных данных

Не секрет, что для оценки оборудования и машин, встает один важный вопрос, как определить накопленный износ?

Во многих изданиях на тему оценки рыночной стоимости машин и оборудования предложено много методик по определению величины накопленного износа, однако остановимся на методике анализа рынка.

Существует много споров о достоинствах и недостатках данной модели, однако полезность ее определяется получением более точных и достоверных результатов. К основным недостаткам можно отнести – узкое применение, а именно для единиц, массово представленных для реализации на вторичном рынке.

Проведем исследование данной модели на примере расчета величины накопленного износа для железнодорожных вагонов, а именно полувагонов.

В качестве исходных данных для расчета нами была использована информация торговой железнодорожной площадки Railtransport.ru. Для составления сводной базы предложений были проанализированы предложения о продаже полувагонов за период декабрь 2010 г. — декабрь 2011 г.

Таким образом, в общей сложности, было обработано 105 записей о ценах предложений. Кроме того, необходимо отметить ряд особенностей представленной информации:

  1. В составе ряда объектов, позиционированных в собранной базе данных как полувагоны, имеют цены предложения не соответствующие рыночным данным, это объекты, имеющие «экстремально» минимальные или максимальные цены.
  2. В связи с длительным сроком экспозиции имеет место повторение ряда объектов в информационной базе, содержащих данные о ценах предложений (различные даты публикаций предложений о продаже одного и того же объекта). Анализ баз данных показал, что число таких повторений (с одинаковой моделью, одинаковым адресом и одинаковой стоимостью) достигает 2 и более раз;
  3. В отношении большинства полувагонов в базах данных отсутствует информация об технических характеристиках.

Формирование репрезентативной выборки

Для формирования репрезентативной выборки необходимо сгруппировать полувагоны с одинаковыми характеристиками и отсеять полувагоны, имеющие существенные отличия.

В ходе анализа были отсеяны:

  • полувагоны, года выпуска по которым не указаны;
  • дублирующиеся полувагоны;

Для дальнейшего рассмотрения в совмещенной базе данных цен предложений осталось 59 объектов.

Далее База цен предложений были обработаны следующим образом:

  • рассчитана средняя стоимость полувагона соответствующая определенному году выпуску. Усреднение позволяет исключить различия в технических параметрах и других отличиях между объектами;
  • определен текущий возраст полувагонов соответствующий среднему показателю стоимости;
  • определен накопленный износ соответствующий текущему возрасту путем соотношения цены к стоимости нового полувагона;
  • средствами программы Excel был составлен график зависимости цены от физического износа.

Сводная статистика по базам данных с предложениями и со сделками приведена ниже в таблице.

Таблица «Сводная статистика баз данных»

Год производства Средняя цена, руб. Возраст, лет
1986 940 000 25
1988 1 000 000 23
1993 1 100 000 18
1998 1 400 000 13
2000 1 450 000 11
2003 1 800 000 8
2004 1 825 000 7
2006 1 950 000 5
2009 2 279 000 2
2010 2 530 000 1
2011 2 567 900 0

Рисунок «График изменения величины накопленного износа от возраста (тип: полувагоны)»

График изменения величины накопленного износа от возраста (тип: полувагоны)

где: X–возраст полувагона, в годах;

Таким образом, анализируя разницу в продажах новых и эксплуатируемых ж/д вагонов, мы получаем данные по влиянию совокупного износа (в случае с полувагонами нами получен общий износ, включающий физический износ и внешний износ при переходе на вторичный рынок).

Дата публикации: 9 апреля 2012

Free WordPress Themes, Free Android Games