Определение величины накопленного износа ж/д вагонов на основании рыночных данных
Не секрет, что для оценки оборудования и машин, встает один важный вопрос, как определить накопленный износ?
Во многих изданиях на тему оценки рыночной стоимости машин и оборудования предложено много методик по определению величины накопленного износа, однако остановимся на методике анализа рынка.
Существует много споров о достоинствах и недостатках данной модели, однако полезность ее определяется получением более точных и достоверных результатов. К основным недостаткам можно отнести – узкое применение, а именно для единиц, массово представленных для реализации на вторичном рынке.
Проведем исследование данной модели на примере расчета величины накопленного износа для железнодорожных вагонов, а именно полувагонов.
В качестве исходных данных для расчета нами была использована информация торговой железнодорожной площадки Railtransport.ru. Для составления сводной базы предложений были проанализированы предложения о продаже полувагонов за период декабрь 2010 г. — декабрь 2011 г.
Таким образом, в общей сложности, было обработано 105 записей о ценах предложений. Кроме того, необходимо отметить ряд особенностей представленной информации:
- В составе ряда объектов, позиционированных в собранной базе данных как полувагоны, имеют цены предложения не соответствующие рыночным данным, это объекты, имеющие «экстремально» минимальные или максимальные цены.
- В связи с длительным сроком экспозиции имеет место повторение ряда объектов в информационной базе, содержащих данные о ценах предложений (различные даты публикаций предложений о продаже одного и того же объекта). Анализ баз данных показал, что число таких повторений (с одинаковой моделью, одинаковым адресом и одинаковой стоимостью) достигает 2 и более раз;
- В отношении большинства полувагонов в базах данных отсутствует информация об технических характеристиках.
Формирование репрезентативной выборки
Для формирования репрезентативной выборки необходимо сгруппировать полувагоны с одинаковыми характеристиками и отсеять полувагоны, имеющие существенные отличия.
В ходе анализа были отсеяны:
- полувагоны, года выпуска по которым не указаны;
- дублирующиеся полувагоны;
Для дальнейшего рассмотрения в совмещенной базе данных цен предложений осталось 59 объектов.
Далее База цен предложений были обработаны следующим образом:
- рассчитана средняя стоимость полувагона соответствующая определенному году выпуску. Усреднение позволяет исключить различия в технических параметрах и других отличиях между объектами;
- определен текущий возраст полувагонов соответствующий среднему показателю стоимости;
- определен накопленный износ соответствующий текущему возрасту путем соотношения цены к стоимости нового полувагона;
- средствами программы Excel был составлен график зависимости цены от физического износа.
Сводная статистика по базам данных с предложениями и со сделками приведена ниже в таблице.
Таблица «Сводная статистика баз данных»
Год производства | Средняя цена, руб. | Возраст, лет |
1986 | 940 000 | 25 |
1988 | 1 000 000 | 23 |
1993 | 1 100 000 | 18 |
1998 | 1 400 000 | 13 |
2000 | 1 450 000 | 11 |
2003 | 1 800 000 | 8 |
2004 | 1 825 000 | 7 |
2006 | 1 950 000 | 5 |
2009 | 2 279 000 | 2 |
2010 | 2 530 000 | 1 |
2011 | 2 567 900 | 0 |
Рисунок «График изменения величины накопленного износа от возраста (тип: полувагоны)»
где: X–возраст полувагона, в годах;
Таким образом, анализируя разницу в продажах новых и эксплуатируемых ж/д вагонов, мы получаем данные по влиянию совокупного износа (в случае с полувагонами нами получен общий износ, включающий физический износ и внешний износ при переходе на вторичный рынок).
Дата публикации: 9 апреля 2012