Поиск компаний-аналогов для оценки бизнеса

Поиск компаний-аналогов для оценки бизнеса

В работе специалист использует сравнительный метод и два типа информации: финансовое состояние компании и ценовую политику в этом рыночном сегменте.

Если объектами оценки выступает оборудование или транспорт, то анализируются аналогичные предложения на рынке. Если экспертиза ведется в отношении ценных бумаг, то сравнивается количество в обращении и рыночная стоимость акций других предприятий из той же отрасли. При анализе двух компаний с одинаковой стоимостью капитала и разным количеством акций, как правило, обнаруживается, что стоимость одной акции у каждой компании разная.

На стоимость ценных бумаг влияет ситуация на фондовом рынке. Это достаточно гибкая структура, которая еще не завершила свое формирование. При этом нельзя сказать о ее высокой активности – сделок проводится немного, сведения о реальных показателях достаточно скудны. Есть ряд игроков, которые формируют бюллетени с описанием ситуации на рынке и динамике изменения стоимости акций в разных отраслях. На эти данные опираются оценщики бизнеса при использовании сравнительного метода. В помощь специалисту прилагается бухгалтерская документация предприятия. Во время оценки мелкие отличия в свойствах и методиках ведения бизнес-процессов корректируются, обнаруживаются недостаточно эффективные активы.

Специалист изучает финансовую отчетность за нынешний период и прошедшие 3-5 лет. Скрупулезно изучаются данные компании-клиента и других аналогичных организаций. От оценщика потребуется высокий профессионализм и умение работать с большими объемами данных. На определенном этапе может выявиться неэффективность сравнительного метода – много не подлежащих корректировке отличий между сравниваемыми объектами. В этом случае придется сменить подход.

Как отбирается компания для сравнения с исходной организацией?

От точности выбора объекта-аналога зависит успешность оценки, поэтому специалист проводит работу в несколько этапов:

  1. Находит компании из той же отрасли, по своим характеристикам максимально приближенные к объекту заказчика. На этой стадии выявляются конкуренты, просматриваются слившиеся или выкупленные другими лицами компании, формируется обширный перечень.
  2. Из получившегося списка отбираются наиболее подходящие варианты. Специалист собирает полную информацию об их деятельности, которая понадобится для сравнения. Оценщик несет ответственность за правильный выбор и соответствие исходным данным.
  3. Когда в списке после отсеивания остается несколько аналогов, специалист изучает их повторно, уже перед началом сравнительного анализа с исходным объектом. Компаний должно быть не менее 3. Это могут быть российские и зарубежные предприятия.

Какие критерии используются в экспертизе?

  • Система менеджмента, организованная на предприятии.
  • Степень финансового риска.
  • Единая отраслевая направленность. Здесь нужно быть очень внимательным, поскольку разница в ассортименте или превалирование разных групп товаров у объектов не дает им права считаться аналогами. Также нужно учитывать возможность смены профиля организации или ввод в ассортимент новой линейки продуктов. Специалист обязан оценить, на какой стадии развития находятся компании, как они себя ощущают в определенных экономических условиях.
  • Размер компании. В этом параметр включаются количество персонала, объем прибыли и предоставленных услуг, количественные скидки, разница в ценах на одинаковые товары, расширение ассортимента и его распространение по разным регионам.

Это базовые критерии. По желанию специалиста список может быть дополнен.

Дата публикации: 17 мая 2012

Free WordPress Themes, Free Android Games