30 августа состоялся очередной бизнес-завтрак по тематике «Экспорт и исчисление НДС по нулевой ставке»

30 августа состоялся очередной бизнес-завтрак по тематике «Экспорт и исчисление НДС по нулевой ставке»

30 августа состоялся очередной бизнес-завтрак по тематике «Экспорт и исчисление НДС по нулевой ставке», под руководством Артема Кудрина, генерального директора ABN Group.

Бовкун Евгения, директор ООО «КМ-Аудит», презентовала доклад «Камеральные налоговые проверки. НДС», в котором объяснила суть проверок КНП относительно НДС, систему их прохождения и возможные риски претензий со стороны ФНС, а так же схему подачи уточненных налоговых деклараций.

Представитель наших партнеров, бизнес-директор аудиторско-консультационной группы «Вектор развития», Куликова Екатерина раскрыла тему «Экспорт товаров: Тонкости подтверждения права на ставку 0%». В своём докладе Екатерина пояснила требования П. 1 ст. 164 НК РФ и П. 10 ст. 165 НК РФ по расчету 0% налоговой ставки для экспорта.

Законное снижение денежной суммы уплачиваемых налогов, являющееся целесообразным и необходимым действием в рамках существующего кризиса, вызвало обоснованный интерес со стороны бизнеса: более 50 компаний различных направлений и более 60 представителей заполнили большой зал Московской Торгово-Промышленной Палаты и непосредственно участвовали в обсуждении частных моментов законодательных актов и применение их на практике.

Ниже приведены некоторые вопросы, на которые был дан ответ в рамках данного бизнес-завтрака:

Каковы ожидаемые перспективы развития судебной практики по налоговым спорам (в частности, по спорам, связанным с начислением и уплатой НДС, а также получением возмещения НДС)?

В течение последних нескольких лет практика по налоговым спорам устойчиво менялась в сторону, неблагоприятную для налогоплательщиков. Суды становились все менее критичными к доводам и доказательствам налоговых органов, и все более требовательными к налогоплательщикам, в ряде случаев фактически переложив на них бремя доказывания по спору. Эта динамика сохраняется и в настоящее время.

В связи с этим, есть основания полагать, что несмотря на некоторое упрощение процедур (например, в части возмещения «экспортного» НДС), в реальности получить налоговую выгоду любого рода будет все сложнее.

Исходя из этого, налогоплательщикам следует предельно внимательно подходить к планированию сделок и заблаговременному собиранию доказательств собственной добросовестности и осмотрительности при их заключении и исполнении.

 

Что покупателю следует делать для минимизации налоговых рисков в случае, если производитель товара отказывается поставлять его напрямую, предлагая приобрести через посредника?

В данном случае следует разделять ситуации, когда отказ производителя поставлять товар напрямую имеет под собой разумное основание (например, в связи с выстраиванием дистрибьюторской сети, или в связи с тем, что структура бизнеса поставщика не предполагает наличия в организации, непосредственно занимающейся производством, подразделений, ответственных за реализацию товара третьим лицам, и т.д.), и ситуации, когда такое разумное основание не усматривается.

В первом случае организация-посредник обычно не имеет признаков «фирмы-однодневки», располагает персоналом и материально-техническими ресурсами, необходимыми для поставки товара, добросовестно исполняет налоговые обязательства, в связи с чем налоговые риски покупателя минимальны (тем не менее, налогоплательщику следует обеспечить себя доказательством отказа производителя реализовывать товар напрямую).

Во втором случае посредник может быть использован производителем в т.ч. и в целях получения необоснованной налоговой выгоды тем или иным путем. Если такой посредник имеет признаки «фирмы-однодневки», следует рассмотреть вопрос о целесообразности заключения договора с ним, т.к. налоговые риски следует признать значительными.

 

Существует судебная практика, в соответствии с которой налогоплательщик не несет ответственности за недобросовестность контрагентов второго и следующих уровней.Как соотносится с ней информация о том, что налоговые органы в настоящее время рассматривают деятельность не только налогоплательщика и его поставщика, но и всей цепочки организаций, участвовавших в поставке товара от производителя до налогоплательщика?

Суды при рассмотрении налоговых споров в ряде случае действительно исходят из того, что недобросовестность контрагентов второго и третьего звена не свидетельствует автоматически о необоснованности заявленной налогоплательщиком налоговой выгоды.

В то же время, такие решения обычно принимаются при рассмотрении дел, в которых претензии налогового органа направлены не непосредственно к поставщику, с которым у налогоплательщика заключен договор, а к его контрагентам.

В связи с этим, если в ходе налоговой проверки налоговым органом не будут приведены доводы о недобросовестности того лица, которое непосредственно поставляло товары налогоплательщику, а налогоплательщик будет располагать доказательствами того, что он проявил осмотрительность и осторожность при выборе этого поставщика и, кроме того, не мог знать и контролировать то, какие контрагенты будут в свою очередь привлечены поставщиком, он может ссылаться на такую судебную практику.

Попытка же исключить претензии налогового органа исключительно ссылкой на эту позицию судов, без представления доказательств собственной добросовестности и осмотрительности, с наибольшей долей вероятности не приведет к желаемому результату.

На следующих мероприятиях ABN GROUP мы рассмотрим новые способы оптимизации налогообложения и частные вопросы ведения бизнеса. Регистрируйтесь и получайте самую свежую и ценную информацию для Вашего бизнеса из первых рук! http://abn-group.info/events#portfolio

 

 

Дата публикации: 11 ноября 2016

Free WordPress Themes, Free Android Games